Поиск

Календарь

«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Ссылки

  • Сайт "СФ Алмаз"
  • Корабельный портал
  • Инфо-Бюллетень (Волго-Балт)
  • Статистика

    Locations of visitors to this page
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Понедельник, 24.04.2017, 23:56
    Приветствую Вас Гость
    Регистрация | Вход | RSS
     
    Главная » 2009 » Январь » 15 » Док №5. Подготовка к капитальному ремонту.
    19:10

    Док №5. Подготовка к капитальному ремонту.

          На ОСП «Cудоверфь «Украина» ГП «ОМТП» ведутся работы по герметизации понтонов дока № 5 – одного из крупнейших в Украине (длина – 217 м , грузоподъемность – 27 000 т.). По состоянию на 13 января из десяти понтонов плавсооружения герметизированы три (устранена водотечность). Работы по герметизации понтонов являются подготовительным этапом предстоящего капитального ремонта дока.
          Как сообщили в управлении судоверфи, подводные работы на доке выполняет специализированная компания «Топ сервис Юг». Водолазы сначала обследуют каждый из трех отсеков понтона, затем в местах течи закрепляют при помощи болтов в подводной части корпуса пластырь – металлическую конструкцию с резиновым уплотнением.
          По словам главного специалиста ООО «Топ сервис Юг» Алексея Мусатова, работать с такими пластырями сложнее, зато они надежнее ватных, применявшихся при подготовке к поднятию дока в начале прошлого года.
          - Цель проводимых мероприятий, - проинформировал докмейстер Роман Лаюк, - не только в том, чтобы продлить гарантии плавучести сооружения, но и создать условия для дефектации, без которой невозможно определить объемы предстоящих восстановительных работ и размеры капиталовложений. Это один из самых важных этапов подготовки к капитальному ремонту.
          Напомним, что док №5 был поднят специалистами ООО «Топ сервис Юг» 15 марта 2008 года со дна котлована глубиной свыше 17 м, где он лежал после аварии в 2005 году. На одном из совещаний в декабре 2008 г. начальник Одесского порта Николай Павлюк поставил задачу ввести док в эксплуатацию в IV квартале 2009 года.

    По материалам: www.port.odessa.ua

    Для тех, кто не в курсе или не помнит:
          Док №5 построен в 1964 году в Швеции. В 1986 году передислоцирован из Новороссийска в Одессу, на судоремонтный завод «Украина». В последние годы этот док обеспечивал половину всего объема производственной деятельности предприятия. За последние полтора десятка лет практически не ремонтировался.
          ЧП произошло 19 сентября 2005 года. Теплоход «Котлас» с очищенным от моллюсков корпусом обещали выпустить из плавдока № 5 (или в просторечии «пятерочки») Одесского СРЗ «Украина» к обеду, но захлопотались и предали воде только к концу смены.
          Понтоны «пятерочки», а их 10 штук, приняли балластную воду, док притопился, и сухогруз закачался на мелкой ряби, норовисто дергая швартовы. Концы отдали, буксир потащил отремонтированное судно из стальной щели на чистую воду. Однако, когда капитан «Котласа» благодарно оглянулся, то с удивлением заметил в бинокль, что временное плавучее пристанище... уходит в пучину.
          Спохватились, кажется, вовремя. Время откатки воды из балластных цистерн не было упущено, насосы урчали в штатном режиме, но облегченный от тяжести док вопреки логике и законам физики все равно тонул. «В 18 часов 19 сентября 2005 года док стал утрачивать плавучесть», напишут потом в вахтенном журнале. В 20.15, когда глубина погружения зашкалила за допустимые 6 метров, вода стала просачиваться через неплотности и усталостные трещины в башнях. Залило пульт управления электропитанием, насосы замолчали, вода зажурчала веселее ...
          «До 1978 док эксплуатировался в Новороссийске практически без ремонта», напишут потом в акте обследования, объясняя причину ЧП. А если спросить новороссийцев, то они могли бы ответить, что после 1978-го док работал в Одессе на износ, без регламентных ремонтов. И это тоже правда.
          В общем, док совершил «марш на дно» «при невыясненных обстоятельствах». Мягко и ровно опустился в вырытый под ним котлован. Док лег на дно на глубине 17,2 метра. Портальные краны на башнях удержали равновесие, не рухнули, не покатились от дифферента, как это было 6 лет назад при аварии на трофейном доке «4М» в Ильичевске.
          На дне и оказалась «пятерочка» — самый грузоподъемный док размером с футбольное поле (длина — 217, ширина между башнями — 30,3 м). В нем бы поместились две стандартные пятиэтажные «хрущевки». В этом приоритетном доке рекордной грузоподъемностью 27 тыс. т ремонтировалось до 40% судов, и по сути дела он «кормил» заводчан. Попытки поднять его самостоятельно оказались тщетными.
          О причинах аварии можно говорить и спорить. Мнений на этот счет много. С начала 90-х это сложнейшее инженерно-техническое сооружение ни разу не ремонтировалось. На заводе верх взяла психология временщиков – вот это истинная причина аварии. От всех доков только брали и ничего не вкладывали. Поэтому их состояние в начале века уже было весьма плачевным. Понтоны утратили герметичность, чтобы поддерживать док на плаву, вахта должна была постоянно откачивать накапливающуюся воду. В башнях образовались трещины. С учетом такого технического состояния, Морским Регистром доку № 5 были введены ограничения грузоподъемности и глубины погружения, но это, как видим, не помогло. Если учесть, что часть балластных насосов была в аварийном состоянии, то понятно, что только чудо помогло бы избежать трагического сценария.
          А «пятерочку» все-таки подняли. Это произошло 15 марта 2008 года, то есть через два с половиной года после аварии. По оценке специалистов, аналогов такой операции в мировой практике за последние полвека не было.
          Одесский порт сначала объявил тендер на проведение работ по подъему дока № 5. Победителем конкурса стала одна из николаевских фирм - ООО «Топ сервис Юг».
          Водолазы обследовали "утопленника", а параллельно с этим специализированное конструкторское бюро проводило расчеты. Сомнений было предостаточно. За два с половиной года док плотно ушел в вязкий ил, чему способствовал недюжинный вес сооружения и наличие в изобилии ила, в основном, канализационного происхождения. Забегая вперед, подчеркнем, что при подъеме из-за эффекта присоса вес сооружения увеличивается в полтора раза.
          Наконец, расчеты оказались закончены. Конструкторы-корабелы дали добро, и можно было конопатить щели, трещины и неплотности. Сначала пробовали использовать специальный цемент, который каменеет под водой, но при чудовищных деформациях, возникающих при подъеме и поддуве, он выкрашивался. И тогда стали ликвидировать течи с помощью... матрасов, густо смазанных солидолом. На «болевые» точки дока указывал старший докмейстер Роман Лаюк: он в свое время перегонял «пятерочку» из Новороссийска. Аккуратно, чтобы не повредить костюмы о заусеницы, загерметизировали более 100 метров щелей и 60 квадратных метров течей.
          В качестве дополнительного средства использовали понтон водоизмещением 900 т. Подъем осуществлялся следующим образом. Под днище нагнетался воздух. Одновременно производилась продувка балластных и вентиляционных цистерн сжатым воздухом. Давление регулировалось специальными клапанами, чтоб не переборщить. Воду откатывали 20 центробежными насосами. Реальной была опасность разрыва обшивки башен и особенно стапель-палубы из-за большой степени износа. Но шведская сталь не подвела. Подъем длился ровно семь часов и закончился успешно.
          При осмотре бывшего «утопленника» оказалось, что состояние подводной части «пятерочки» даже лучше, чем соседнего дока № 4. Правда, помпы, электрооборудование, арматура требуют замены ориентировочно на 80%. Так что новому хозяину, то бишь Одесскому порту, предстоит достаточно потратиться.
          Всего сейчас в украинских акваториях до 20 плавдоков. Из них два лежат на дне: их недосмотрели уже при судорожном рыночном хозяйствовании. В неудобном месте «булькнул» плавдок на Азовском судоремонтном заводе в Мариуполе: теперь утопленник затрудняет подходы к причалам. На ИСРЗ в Ильичевске док «4М» тонул дважды, второе погружение оказалось необратимым ...

    По материалам: www.moryak.org и kp.ua

    Просмотров: 682 | Добавил: AFDM_
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]